Главная > Вопрос-Ответ > Как работать с молчаливым студентом?

Как работать с молчаливым студентом?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Продолжаю публиковать ответы на вопросы читателей в рубрике «вопрос-ответ». Вы можете присылать свои вопросы ко мне, заполнив эту форму.

Вопрос: Скажите пожалуйста, как работать со студентом, который постоянно молчит и не слова не говорит, только кивает головой

Ответ: Здравствуйте, уважаемая читательница моего блога или, возможно, читатель. Я намеренно упускаю цель вашей работы со студентами, и не принимаю во внимание поиск других способов достижения такой цели. Во всяком случае, не это основной вопрос вашего письма. Мне видится, что для вас важно разговаривать со своими студентами. И вот у вас попался некий молчун, которого вы хотите разговорить. Если, мое предположение оказалось неверным, то поправьте меня в следующем письме.

Чтобы разговорить студента, избравшего такой невербальный способ коммуникации, было бы неплохо знать причину, почему он так поступает. Возможно, ваш студент не может сказать вам и слова при личной беседе, скажем от смущения, но пишет прекрасные письменные работы, в которых он талантливо раскрывает свою мысль и демонстрирует глубину понимания изучаемых явлений. И тогда у вас будет одна тактика. Возможно, что студенту неинтересен предмет и он таким пассивным образом пытается пережить вынужденную беседу, и ждет не дождется пока не пойдет заниматься своим любимым предметом, ну или пить пиво с друзьями, наконец. И тогда это другая стратегия. Может, он просто боится вас как преподавателя, хотя сам предмет для него интересен, и у вас возникнет третья стратегия, что же с ним делать. Возможно, он демонстрирует незнание предмета таким образом… и еще много разных «возможно». Я бы начал с выяснения причины.

Если время, выделенное учебным планом, вам позволит сделать это. Поскольку, если не позволит , то стоит честно сказать себе, что я не всесилен и не все могу изменить/исправить, или как гласит одно древнее изречение: «Когда готов ученик — приходит учитель».

Но, если времени хватает — попробовать стоит. Начните с малого. Есть вопросы на которые нельзя ответить, только кивая головой. Например, вопрос: «Как ваша фамилия?» — предполагает хотя и короткий, но все же словесный ответ. И, когда вы такой ответ получили, развивайте успех. Задайте вопрос, на который вашему собеседнику придется ответить два слова, например: «Какое имя и отчество у его отца?» или «Откуда он?». Такие простые вопросы, на которые он может ответить, и ответ на которые он точно знает. Возможно, это будут вопросы не касающиеся вашего предмета, но он будет говорить. Подбодрите студента шуткой, скажите, что на ваш первый вопрос он уже ответил и поэтому вы не можете поставить ему двойку, а как минимум двойку с плюсом. Ведь мы же не можем раздавать тройки только за то, что человек знает свое имя. Потратьте минуту — две на такие простые общие вопросы и, постепенно, переходите на вопросы о изучаемом предмете. Возможно, не стоит пристально смотреть на собеседника, это может восприниматься как давление, особенно от человека с более высоким статусом. Но, проявляйте интерес, следите за эмоциональными реакциями вашего молчуна, они намекнут вам на причины его молчания. А дальше придется действовать по ситуации: нет знаний по предмету — скажите что почитать, возможно, даже главу в книге посоветуйте. Нет мотивации к предмету — мотивировать. Можно заинтересовать предметом, и если не удается вызвать интерес, то скажите, что эти вопросы будут на экзамене и это нужно знать. Если студент не уверен в себе — подбодрите, обязательно похвалите пусть даже скромные успехи. А лучше всесторонне воздействовать, там подбодрить, там похвалить, а где-то и экзаменом пригрозить. И что-то интересное, захватывающее рассказать, ведь вы знаете и любите те предметы которые преподаете студентам. Это сработает. Один хороший режиссер говорил: «Когда актеру интересно на сцене, зрителю тоже интересно».

У меня нет идеального совета на вопрос: «Что делать?». То, что я советую — это путь из проб и ошибок. То, что сработает с одним студентом, может оказаться неэффективным с другим. Заранее, стопроцентный результат невозможно предсказать. И еще, к сожалению, невозможно заинтересовать всех, вызвать тягу к знаниям. Среди ваших студентов будут, как и одаренные ученики, так и те, кто не сможет продолжить учиться, и будут отчислены. Радует то, что таких крайностей, как правило, единицы и подавляющее большинство успешно закончат ВУЗ.

Categories: Вопрос-Ответ Tags:
Понравилась статья? Подпишитесь на бесплатные уведомления о новых статьях по электронной почте!
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.